Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (р. 13 сентября 1951, Ленинград, СССР) — советский и российский бард, певец, композитор, актёр, заслуженный артист РФ (1996 г.)[1], народный артист России (2001). Биография
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. Год институтского выпуска родителей Саши - 1952-ой, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР.
Семья Розенбаумов была вынуждена отправиться жить в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не были проложены железнодорожные пути. В течение шести лет отец и мать Саши занимались врачеванием жителей Зыряновска - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. Яков, по профессии уролог, был главным врачом городской больницы, профессия Софьи - акушер-гинеколог. В этот период в семье родился еще один сын - Владимир Розенбаум.
Музыкой стал заниматься с пятилетнего возраста. Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».
В 1968—1974 учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, д. 16Б, неподалёку от родного института[4].
Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 г. в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 г. ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.
Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.
Началом сольной деятельности можно считать выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД им. Ф. Э. Дзержинского. В дальнейшем он стал художественным руководителем театра-студии «Творческая мастерская Александра Розенбаума».
Некоторое время выступал под псевдонимом Аяров[5] (от «А. Я. Розенбаум»), ссылаясь на якобы имевшие место преследования из-за еврейской национальности.
Совладелец сети пивных «Толстый Фраер».
В 2003 году избран депутатом Государственной думы России от партии «Единая Россия».
Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».
28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа»[7].
Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра»[8].
Розенбаум как поэт и музыкант
Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.
А. Я. Розенбаум и братья Жемчужные. Концерт в КурскеТакже его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Черного тюльпана”», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане.
А. Я. РозенбаумХотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку[источник не указан 38 дней] (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). За карьеру наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985—1990 годах как певец «афганской» темы. Розенбаум обладает определённым сценическим обаянием, притягательностью, обладает сильным мужественным голосом баритональной природы. В своих выступлениях и интервью бард подчёркивает собственную мужественность, брутальность.
Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.
По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев)[9] его имя не упоминается.
Дискография
Номерные альбомы
1982 — Памяти А. Северного
1983 — Новые песни
1986 — Эпитафия
1986 — Мои дворы
1986 — Нарисуйте мне дом
1988 — Дорога длиною в жизнь
1988 — Казачьи песни
1988 — Анафема
1993 — Гоп-стоп
1994 — Горячая десятка
1994 — А. Розенбаум и «Братья Жемчужные» 11 лет спустя
1994 — Ностальгия
1994 — Вялотекущая шизофрения
1988 — Былое и диски (1986—1988)
Том 1
Том 2
Том 3
1981 — Антология 1. Домашний концерт
1983 — Антология 2. Посвящение посвящающим
1984 — Антология 3. Концерт в Воркуте
1987 — Антология 4. Концерт на ЛОМО
1995 — Розовый жемчуг
1996 — На плантациях любви
1997 — Возвращение на Арго
1997 — Июльская жара
1999 — Транссибирская магистраль
2001 — Настоящий солдат
2001 — Старая гитара
2003 — Я люблю возвращаться в свой город…
2003 — Странная жизнь
2005 — Я вижу свет
2007 — Попутчики
2009 — Мечта блатного поэта
Концертные записи
1981 — Домашний концерт
1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного [часть 1]
1982 — Концерт, посвящённый памяти А. Северного[часть 2]
1983 — Ноябрь 1983 год, город Ленинград
1983 — Посвящение посвящающим
1984 — Концерт в Воркуте
1987 — Нью-Йоркский концерт
1987 — Концерт на ЛОМО
1996 — Концерт в день рождения
[править] Музыка к фильмам
1987 — Друг (реж. Леонид Квинихидзе)
Сборники
Сборник Из
Актёрские работы
1988 — Барды
1991 — Афганский излом — камео
1992 — Чтобы выжить — Джафар
2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
2008 — Сайд-степ
Фильмы о персоне
2010 — Мужчины не плачут (концерт-исповедь)
Примечания:
Награжден указом Президанта РФ Б. Ельцина 30.08.1996 г.
Почётное звание присвоено указом президента России № 541 от 15 мая 2001 года